Сохраняя традиции

0:00 25 марта
113
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
Борис Зозуля, методист РДК, в 2024 году подготовил большой проект «Похоронно-­поминальный обряд села Невежкино». Это проект — результат его кропотливой работы по сбору и систематизации информации от старожилов села, изучению материалов, фотографий, отражающих уникальные аспекты местной культурной традиции. Б. Зозуля занимается сохранением нематериального культурного наследия. Что же это такое и для чего нужно, мы постарались выяснить, пообщавшись со специалистом.

— Что такое нематериальное этнокультурное достояние и почему его важно сохранять?

— Нематериальное этнокультурное достояние (НЭД) — это то, что передается из поколения в поколение, формирует чувство самобытности и преемственности, сохраняя уважение к культурному многообразию нашей страны.

К объектам НЭД относится устное творчество, устные традиции, всевозможные формы традиционного исполнительского искусства — словесного, инструментального, вокального, хореографического. Неотъемлемым компонентом народной культуры являются обычаи, обряды, праздники и, конечно, передающиеся из поколения в поколение знания и навыки, связанные с народными ремеслами.

— Приведи пример уникальной традиции нашего региона, которую стоит сохранить.

— В качестве примера уникальных традиций нашего региона можно упомянуть технологию изготовления Саратовской гармоники с колокольчиками, технологию плетения чувашских лаптей из лыка в селе Калмантай Вольского района, свадебный обряд села Донгуз Балтайского района, похоронно-­поминальный обряд села Невежкино Лысогорского района и другие.

— Какие методы используются для документирования и сохранения культурных практик?

— Основным методом для выявления и сохранения НЭД является фольклорно-­этнографическая экспедиция, во время которой фиксируются традиции, обряды и знания. По моему личному мнению, сохранение объектов НЭД обеспечивается путем преемственности, передачи объекта из уст в уста, путем наблюдения.

— Какая традиция тебе особенно дорога?

— Для меня особенно дорога традиция приготовления поминального кваса в селе Невежкино, так как с ранних лет я с бабушкой ходил на поминальные обеды, она всегда брала меня с собой. Путем личного наблюдения за проведением похоронно-­поминальном обряда, участия в нем, у меня получилось проникнуться этой традицией, которую важно сохранить и передать следующим поколениям.

— Есть ли у тебя любимые места, где чувствуется дух традиций?

— Да. такие места есть. Их немного, но именно там я чувствую какую‑то силу, дух предков. Это, в первую очередь, село Невежкино, в котором я живу, и село Салтово Старополтавского района Волгоградской области. Это село — родина моей бабушки — Кравцовой (Пономаревой) Марии Ивановны (1938–2020). Оно основано переселенцами из села Старо-­Салтово Полтавской губернии, и поэтому там до настоящего времени слышна украинская речь и поются украинские песни, которые я очень люблю. Село Салтово для меня — своеобразный украинский этнический остров на севере Волгоградской области, потому что оно этнолингвистически изолировано от материнской территории. Салтовчане сохранили как в речи, так и в быту присущие им черты и активно используют украинский диалект в бытовом общении.

— Что приносит тебе наибольшее удовлетворение в работе?

— Большое удовлетворение в работе мне приносит общение с людьми и открытие для себя чего‑то нового. Порой при разговоре, когда человек доверяет тебе свои знания или делится чем‑то сокровенным из своего прошлого, на глазах появляются слезы. Деятельность по выявлению и сохранению НЭД для меня больше, чем работа, потому что от нее я получаю эмоциональное удовлетворение, радость от новых открытий и знакомство с самобытной и богатой культурой наших предков. Радость вызывает у меня осознание того, что еще можно что‑то отыскать в глубинах народной памяти, а также то, что родные и коллеги меня в этом всецело поддерживают. Это дает силы двигаться дальше.

— Какие источники вдохновения помогают двигаться вперед?

— Источником вдохновения для меня являются люди, для которых изучение традиционной культуры, ее сохранение и передача — важная составляющая их жизни. Несколько лет назад я познакомился с Ильёй Владимировичем Ахрамеевым — человеком, которого могу с уверенностью назвать легендой фольклорного движения в России. Он является основателем "Живого музея народных искусств" в Москве, руководителем Открытой школы народного танца. Илья Владимирович набирался опыта у деревенских исполнителей, провел множество экспедиций в поисках этнографического материала по народной культуре. Преподаёт народный вокал, народную хореографию, игру на гуслях, организует вечёрки и танцевальные вечерины в разных городах России. Еще один человек, о котором я хотел бы рассказать — Александр Александрович Маточкин.

Он занимается тем, что собирает и сказывает старины (былины, древний эпос в аутентичном варианте), поет песни. То есть находится в поле русской устной традиционной словесности. Основной посыл его творчества — не дать закончиться, исчезнуть русской устной словесности. Со слушателями он строит дружеские отношения, единственно возможные в случае передачи традиции. Ведь устная традиция — это прежде всего форма общения людей между собой.

— Представь себе идеальный день вне работы.

— Если бы у меня был идеальный день без забот, то я позвал бы к себе гостей, или сам сходил бы в гости. Так как я являюсь гармонистом-­самоучкой, то ни одно застолье с моим участием не обходится без песен под гармонь. В свободное время люблю читать книги, слушать песни, записанные в фольклорных экспедициях в разные годы, и заниматься домашним хозяйством.

Хочу отметить, что труды Бориса Зозули были оценены по заслугам. Решением экспертного совета по вопросам нематериального этнокультурного достояния Саратовской области объект НЭД «Похоронно-­поминальный обряд села Невежкино» был признан уникальным. Рекомендовано его сохранить, включить в региональный реестр объектов нематериального этнокультурного достояния Саратовской области и рекомендовать на федеральный уровень.

В прошлом месяце Б. Зозуля награжден Благодарственным письмом областного центра народного творчества имени Л. А. Руслановой за качественную проведенную работу по вопросам сохранения объектов НЭД.

Оксана Чадаева