Юнгеровка и Кузьмины — одно целое (памяти Сергея Константиновича Кузьмина посвящается…)

0:00 26 марта
101
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
«Авторитет заработать тяжело, а потерять можно в одну минуту». Эти слова когда‑то сказал фермер С. К. Кузьмин из Юнгеровки. Его сын Максим их хорошо запомнил. И теперь, когда уже пятый год нет отца, он продолжает ими руководствоваться. Обдумывая и принимая любое решение, сверяется с этой фразой. Для него совесть, любовь к малой родине, честный труд — ориентиры, сбиться с которых означает — потерять себя, предать память об отце. Сергей Константинович в одном из разговоров сказал жене, что они вырастили и воспитали достойных сыновей, которыми можно гордиться. К сожалению, главы семьи не стало в 2020 году. Невосполнимая утрата для родных людей. Он остался жить в сердцах супруги, детей, внуков. Дело, крестьянско-­фермерское хозяйство, которое начал и наладил мужчина, развивается. В память о дорогом человеке старший сын Максим посадил лесополосу из сосны и березы. Саженцы прижились. Набирающие силу деревья будут каждому въезжающему в село напоминать об уроженце Юнгеровки, сельском труженике, патриоте малой родины. Надо сразу добавить, что здесь его никто и не забывает, ведь своими поступками и отношением к людям он заслужил искреннее уважение земляков.

Юнгеровские и сибирские корни

Часто удивляешься тому, как переплетаются судьбы. Одно событие тянет за собой другое. И в водовороте жизни люди встречаются, изначально находясь в разных точках земного шара. Родители Сергея Константиновича познакомились по воле случая. Константин Васильевич родом из Юнгеровки. В войну был моряком. После еще пять лет прослужил в Сибири. И там нашел себе жену. В родное село вернулся с Зоей Ивановной. У них родились дети: Надежда и Сергей. Так Юнгеровка породнилась с Сибирью

«Кроме как работать не земле, больше ничего не умею»

После школы Сергей сразу пошел в совхоз «Ударник» трактористом. Отслужив в армии, заочно окончил с красным дипломом Тимирязевский техникум по специальности «Агроном». Руководство совхоза уже тогда увидело потенциал в молодом специалисте. Его поставили бригадиром. Не подвел, оправдал доверие. И даже больше. Колхозники, вдвое старше Сергея, группой активистов отправились ходатайствовать о том, чтобы бригадира перевели в управляющие. И этим многое сказано. Коллективное прошение одобрили. Уже в 25 лет Сергей Константинович, на тот момент его уже иначе не называли, отвечал за растениеводство и животноводство второго отделения совхоза в с. Юнгеровка. Через много лет материал о фермере из Юнгеровки попадет в Книгу трудовой славы Саратовской области. Там есть цитата от С. К. Кузьмина про то время: «Тогда я научился считать. Каждую неделю проводилась большая совхозная планерка с отчетами по надоям молока, привесам в животноводстве, затратам. Этот опыт оказался бесценным». Под его началом не просто сменялись сезонные циклы, хозяйство улучшало показатели, все чувствовали движение вперед. Люди убедились, что они не ошиблись в земляке. Он не подведет. Но время расцвета сменилось 90‑ми. Все, что создавалось и отлаживалось годами, претерпевало изменения. Наблюдать за этим Сергею Константиновичу было больно. Совхоз прекратил свое существование…

Встал вопрос: что делать дальше? «Кроме как работать на земле, больше ничего не умею», — такой вывод озвучил на семейном совете С. К. Кузьмин. Супруга Наталья Геннадьевна понимала и разделяла душевные переживания мужа. Он выбрал путь — фермерство. Первые шаги особенно оказались сложными. С единомышленниками, по-настоящему преданными Сергею Константиновичу и родной земле, приступили к работе в новом статусе — в статусе КФХ. Что было в арсенале? Земля пайщиков, помещение от мастерской и старенькие Кировец, Беларус, комбайн Нива и два гусеничных трактора. А еще — желание и умение трудиться с полной отдачей.

Супруга фермера: верный друг и первая помощница

— Сколько всего пережили! И пересказывать не хочется. Теперь думаю, значит, так было надо. Мы смогли, мы справились. Я всегда знала, Сергей никогда не оставляет дело на половине. Если взялся — будет результат. Он не мог подвести людей, держал обещания. А еще он искренне любил родное село. Он не мыслил себя в отрыве от Юнгеровки. Равнодушием никогда не страдал. Всегда откликался на просьбы местной соцсферы. Я как руководитель школы, знаю о чем говорю. Часто в школу не наведывался, но был в курсе всех проблем. Оказывал спонсорскую помощь, но говорить об этом не любил. Впрочем, это и сейчас сохранилось, — говорит Наталья Геннадьевна.

Всех его добрых дел не перечислить для села, но про одно из них промолчать никак нельзя. Перед зданием школы, что построил в 1960 году на свои деньги уроженец села, архитектор Н. Д. Серов, под тенью деревьев уже десять лет как расположен памятник местным жителям, воевавшим на фронтах Великой Отечественной вой­ны. Его торжественно открыли в год 70‑летия Великой Победы. До этого в Юнгеровке и Ковыловке не было никакого мемориала. Сей факт не оставлял в покое мужчину. Он обозначил себе цель — исправить несправедливость. На его средства приобретен и установлен памятник. Часто, не только в майские праздники, потомки ветеранов приходят и приезжают из разных областей, чтобы возложить цветы, склонить голову перед павшими в борьбе за свободу и независимость Родины. За этим местом трепетно следят школьники и педагоги: убирают листву, полют траву, чистят снег. Никто не забыт, ничто не забыто…

Отвлекалась я, давайте вернемся к Наталье Геннадьевне, точнее к тому, как завязались отношения молодых людей. Из беседы с ней выяснилось, что им не надо было отправляться за тридевять земель, чтобы найти друг друга. Она жила в соседней Ковыловке. После 10 класса Наталью Геннадьевну взяли учителем в Юнгеровскую школу. (Так тут до сих пор и осталась, в 2000 году ее назначили директором). Министерскую проверку тех лет женщина вспоминает с улыбкой. В школе активно к ней готовились, даже Сергей Константинович (уже вернулся из армии) присоединился к педагогам. После на мотоцикле проводил красивую учительницу домой. В 1984 году поженились. Свадьба растянулась на три дня. В первый день с утра накрапывал дождь, а потом выглянуло солнце и распогодилось. Кстати, счастливый знак, значит, что брак благословили на небесах.

Первым у супругов Кузьминых родился Максим. Его назвал папа, а как — мама узнала только из документов. Сюрприз, конечно, но имя ей понравилось. А младшему имя Сергей давал старший брат. Так звали его школьного друга. Но это все нюансы, основная суть в том, что между ними есть тесная и крепкая братская связь.

— Когда все случилось с отцом, у нас с братом состоялся разговор, в котором я ему сказал, что КФХ — наше общее, нам его продолжать, — откровенно поделился Максим Сергеевич.

По словам Натальи Геннадьевны, Сергей похож лицом на отца, а Максим — на маму, но фигурой и движениями — тоже на отца. Со стороны особенно теперь чувствуется сходство, порой оно заставляет даже замереть: будто один в один!

— И характер в старшем сыне еще больше проявляется отцовский. Фундаментальность и самостоятельность — это про Максима. Стиль руководства хозяйством тот же. И меня это радует, — улыбается мама.

Метод воспитания: пройди все, начиная с нуля

Детские годы… Наверное, каждый их вспоминает с теплотой и ностальгией. Ведь именно там формируются самые важные жизненные принципы, которые остаются с нами навсегда. Именно в таком ключе о своем детстве и рассказал нам Максим. Перед ним был пример — родители с их неуемной энергией и трудолюбием. Отец пропадал в колхозе, а мама себя посвятила школе. При этом они умудрялись держать внушительное хозяйство на дворе. Количество только коров доходило до шести голов. Не удивительно, что с 5 по 9 класс мальчишка летом пас колхозное стадо. В старших классах участвовал в уборочной штурвальным на комбайне. Вернулся из армии — поступил в аграрный институт, заочно его окончил. В КФХ под руководством отца начинал с тракториста и комбайнера. И только спустя время Сергей Константинович вменил ему другие обязанности.

— Я благодарен отцу за то, что прошел весь этот путь. Набирался опыта, вникал в самые азы. Очень ценю такой воспитательный метод. Изнутри знаю, на практике, как все устроено в нашем хозяйстве, как выращивать те или иные сельскохозяйственные культуры, как функционирует весь машинно-­тракторный парк. Постепенно разобрался и в административной работе. И все равно первый год без отца выдался крайне трудным. Юридические тонкости и бюрократические проволочки усугубляли ситуацию. Но все разрешилось, урегулировалось. Помимо этого, мне важно было показать и доказать коллективу, что я их не брошу, все будет, как и прежде. И с этим справился. Все остались на своих местах, на прежних условиях. У нас сплоченная команда, где сохраняются заложенные традиции, где все привыкли работать сообща, подстраховывать друг друга, — объяснил М. С. Кузьмин.

Кстати, здесь с удовольствием примут молодые кадры. Но только не сезонников, а людей, рассматривающих Юнгеровку в качестве постоянного места жительства. По инициативе С. К. Кузьмина в хозяйстве построили дома для молодых семей. Жилье со всеми удобствами ждет специалистов. Поэтому, кто не боится работы и хочет жить в живописном месте да еще и с богатой историей, добро пожаловать в Юнгеровку!

За столом руководителя

В административном здании, которое еще при жизни успел возвести С. К. Кузьмин, несколько рабочих кабинетов, столовая и зона отдыха. За столом руководителя теперь Максим Сергеевич. Правда, чаще он все же на территории базы. Может, если есть необходимость, и зерно сам грузить, и за штурвал комбайна сесть. А то в поля с объездом отправляется или рабочими вопросами в городе занимается.

С одной стороны от стола стена увешена почетными грамотами и благодарственными письмами Сергея Константиновича. Посередине — его портрет. Напротив — награды уже на имя Максима Сергеевича, многие из них за помощь и содействие Вооруженным Силам Российской Федерации при проведении специальной военной операции, а также за значительный личный вклад в развитие агропромышленного комплекса Лысогорского района.

Над столом висит лампочка Ильича. Это не недоделанный ремонт. Так пожелал оставить Сергей Константинович, ему показалось, что так светлее. После ни у кого не поднялась рука добавить плафон. Возможно, правда, светлее, но только, скорее всего, от портрета, с которого приветливо, по-отечески заботливо и одобрительно, смотрит глава семьи Кузьминых.

— За последние несколько лет значительно улучшили материально-­техническую базу. Приобрели современную технику, сельхозоборудование, построили склады, огородили территорию. Развиваемся по мере возможности. Чтобы было движение вперед, надо вкладывать ресурсы. Иначе никак, — уверен Максим Сергеевич.

Уже написала, что М. С. Кузьмин сохранил все традиции, заложенные отцом. Но еще он считает своим долгом осуществить планы, намеченные Сергеем Константиновичем. А именно строительство храма в Юнгеровке. Есть положительные сдвиги в этом направлении. Если все сложится удачно с оформлением документов, то не за горами первый этап стройки

Отдых

С. К. Кузьмин любил отвести душу на охоте, а также был заядлым грибником. Старший сын тоже не прочь побродить по лесу с ружьем. Трофеи не играют главную роль, больше важен сам процесс. Так мужчина отдыхает от груза мыслей, восстанавливает внутренний ресурс.

Семья и дети

Супруга Максима Ирина ведет бухгалтерию КФХ. Она была городским жителем. Теперь же удивляется, как раньше переносила пыльный и душный Саратов?! Юнгеровские просторы пленили окончательно и бесповоротно.

От первого брака у М. С. Кузьмина — сын Дмитрий, он студент. Учится в техникуме на сварщика‑­токаря. Во втором браке рождены Алина, Настя и Никита. Алина тоже студентка, правда, педагогического техникума. Пока студенты грызут гранит науки в городе, у школьников деревенские будни. Настя учится в 4 классе. Ее день начинается и заканчивается походом в курятник. Ей нравится возиться с птицей. Например, утки. Их она так приручила, что те бегут за ней вереницей. Недавно купили перепелов. Они тоже под опекой Насти. На свой день рождения она заказала инкубатор. Со дня на день в Юнгеровке ожидается прибавление. Девочка с нетерпение ждет, когда же проклюнутся яйца. Да, с таким пылом, возможно, птичник в масштабе фабрики придется отцу возводить. Никита — первоклассник. Его еще дед с собой часто на работу брал. И сейчас при удобном случае с отцом напрашивается. Он знает всех в трудовом коллективе, легко общается со всеми механизаторами, а то и гайки крутит в мастерской, собирая на себя весь мазут. В уборочную может весь день прокататься на комбайне. Вот такое оно, детство, юного поколения Кузьминых.

— Жизнь идет своим чередом… Подрастают дети. Они — наше счастье и опора в будущем. Продолжение рода Кузьминых в селе Юнгеровка, — подвел итог Максим Сергеевич Кузьмин

Марина Чекушкина