Качественная образовательная среда должна быть доступна каждому школьнику

8:41 31 августа 2022
232
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
В поручениях, которые Президент Российской Федерации на протяжении последних лет формулирует на всех государственных советах, касающихся образования напрямую или касающихся косвенно, лейтмотивом звучит очень важный тезис — ОБРАЗОВАНИЕ, КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, КАЧЕСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА должны быть доступны каждому из почти 20 млн. школьников в Российской Федерации. В сентябре 2022 года по всей России стартует проект «Школа Минпросвещения России». Это проект, в центре которого находится ученик. Основа проекта — учитель, педагогический коллектив, инфраструктура и школьный климат, который важен каждому школьнику. Проект отвечает на вопрос: как, в каких условиях учить? В проекте сформулированы 8 основных треков и 73 критерия, которые определяют: а что такое сегодняшняя школа в Российской Федерации? Еще раз подчеркну, проект — про условия, про среду. Проект «Школа Минпросвещения России» — это тот стандарт, который задает федеральное министерство, стандарт, к которому мы должны подойти и которому должны соответствовать. С начала осени в школах «начинают работу» обновленные федеральные государственные образовательные стандарты. Ключевое слово — «обновленные». Собственно, можно сказать, что образовательный компонент вернулся в образовательный стандарт. С нового 2022–2023 учебного года к обучению по обновленным ФГОС приступят 392 школьника 1 и 5 классов. 11 второклассников и 22 шестиклассника — в пилотном режиме продолжат апробировать ФГОС –3. В 2021 году Указом Президента России утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, в которой определены национальные интересы и стратегические приоритеты. Сохранение духовно-­нравственных, культурно-­исторических, семейных ценностей нашего народа лежит в основе образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из элементов идеологической воспитательной работы станет цикл внеурочных занятий для обучающихся «Разговоры о важном». Этот новый проект Минпросвещения России стартует с 1 сентября. По понедельникам, после церемонии поднятия государственного флага, в течение 30 минут будет происходить общение классного руководителя с детьми. На это выделяется один из 10 часов внеурочной деятельности в неделю. Первый год будет реализовываться проект по внедрению в школы ставок советников директоров в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». В соответствии с поручением Президента России с 1 сентября 2022 года ставки советников по воспитанию будут введены в штатное расписание десяти общеобразовательных организаций района. Претенденты на новые должности прошли отбор через всероссийский конкурс «Навигаторы детства». Важнейшим нововведением является создание Российского движения детей и молодежи. 14 июля Президент России В. В. Путин подписал закон о создании российского движения детей и молодежи. Движение выступает в качестве инструмента объединения существующих детских общественных организаций как федерального, так и регионального и местного уровней, которые на протяжении многих лет воспитывали детей и подростков России. Молодое поколение получает возможность не только быть участниками детских и молодежных объединений, но и выдвигать инициативы, которые могут менять окружающий мир, родной поселок и село. Однако нельзя игнорировать воспитательный потенциал Интернета, ведь наши дети практически живут, дружат и общаются в Сети. Сейчас появились сетевые ресурсы, являющиеся тематическими сообществами в сфере воспитания. Это хорошо известные нам «Билет в будущее» и «Проектория», а также новые проекты «Большая перемена», «Без срока давности», Роспатриот, «Россия — страна возможностей». Что немаловажно, эти ресурсы предлагают нашим ребятам челленджи, конкурсы и активности в противовес группам деструктивной направленности в сети Интернет. Детское движение, школьные театры, музеи, спортивные клубы в новом учебном году должны функционировать в каждой школе. Даже если это будет небольшой кружок, вокальная студия, медиацентр в малокомплектной школе. Сегодня мы говорим о равных возможностях детей для получения доступа к дополнительному образованию. Многое сделано в данном направлении, эта работа переходит на новые рельсы в свете недавно принятой Концепции развития дополнительного образования до 2030 года. Четвертый год на базе ЦДОД функционирует муниципальный опорный центр, в котором созданы все условия для внедрения целевой модели развития муниципальной системы дополнительного образования детей, включая переход на персонифицированный учет и персонифицированное финансирование. В Центре ежегодно реализуются около 30 дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, по которым занимаются более 1000 обучающихся. Ежегодно Центром проводятся массовые мероприятия, акции, слеты, конференции, выставки. Часть мероприятий организована на портале DOBRO.RU. В 2021–2022 учебном году 37 обучающихся Центра стали победителями и призерами конкурсов международного, всероссийского и регионального уровней. Центр дополнительного образования вошел в ТОП 5 лучших муниципальных практик дополнительного образования Саратовской области. На особом контроле остается исполнение поручений Президента Российской Федерации по обеспечению учащихся уровня начального общего образования бесплатным горячим питанием. В регионе разработана необходимая нормативная база, в том числе и «Региональный стандарт оказания услуги по обеспечению горячим питанием» (утвержденный в 2021 году). Горячим питанием в новом учебном году будет охвачено 732 обучающихся 1–4 классов. Особое внимание в ходе летней кампании этого года уделено было воспитательной составляющей. На уровне каждой организации была разработана программа воспитания, в которой предусматривались мероприятия, посвященные Году культурного наследия народов России, памятным датам Великой Отечественной Вой­ны, Дни Единых действий, приуроченные к знаменательным датам истории России, реализовывались выездные мероприятия по Пушкинской карте. Приоритетным в районе стала естественнонаучная направленность. Созданный педагогами ЦДОД С. Ф. Муратходжаевой и Р. М. Валиахмедовым отряд «Лесные рейнджеры» стал инициатором открытия Экологической тропы «Лысогорье». В мае 2022 года решением главы района на базе МБУДО «ЦДОД» создана первая в России муниципальная Экостанция «Лысогорье». Еще одно магистральное направление в проекте «Школа Минпросвещения России» — система профессиональных проб в разных профессиях, тематические экскурсии и события с участием профессиональных сообществ, бизнеса, участие района в федеральных и региональных проектах, сетевые программы профориентации совместно с колледжами, вузами, психологическое и тьюторское сопровождение выбора профессии, а также вовлечение семьи в профориентационный процесс, и это — новые векторы в работе с обучающимися. В настоящее время согласно проекту «Школа молодых управленцев» при Правительстве Саратовской области разрабатывается программа создания профессиональной мастерской для освоения компетенций в сфере агропромышленного комплекса. Мастерская и класс агрономической направленности будет создан в 2022–2023 учебном году на базе МБОУ «СОШ с. Невежкино» под руководством участника проекта Т. Г. Магомедалиева. И опять вопрос взаимодействия, теперь уже школ, колледжей и работодателей. В целях совершенствования механизмов профессиональной ориентации обучающихся, с начала 2022 года управлением образования администрации Лысогорского МР проведена работа по созданию психолого-­педагогического и медицинского классов как формы предпрофессиональной подготовки учеников 10–11 классов. С 1 сентября ФГБОУ ВО «СГМУ им. В. И. Разумовского» на базе МБОУ «СОШ № 2 р. п. Лысые Горы» открывает медицинский класс с углубленным изучением химии и биологии, обучение в котором будет вестись в дистанционном формате, бесплатно и доступно для всех обучающихся 10–11 классов района. Кроме того, ФГБОУ ВПО «СГУ им. Н. Г. Чернышевского» также с 1 сентября 2022 года на базе МБОУ «СОШ с. Широкий Карамыш» открывает психолого-­педагогический класс с углубленным изучением педагогики, обучение в котором также будет вестись в дистанционном формате, бесплатно и доступно для всех обучающихся 10–11 классов района. При университете продолжат обучение 19 школьников старших классов в виртуальных педагогических классах СГУ. Для подготовки профессиональных кадров, обеспечивающих текущие и перспективные потребности социально-­экономического развития района, в 2022 году администрацией Лысогорского МР было выдано 13 целевых направлений. В итоге на педагогические специальности поступили 4 человека, из них по целевому направлению — 3, на медицинские — 3, из них по целевому — 2 человека. В целях закрепления молодежи на селе проведена совместная работа с ФГБОУ СПО «Финансово-­технологический колледж» — структурным подразделением ФГБОУ ВО «СГАУ им. Н. И. Вавилова», осуществляющем подготовку специалистов для сельского хозяйства. В рамках Федерального проекта «Профессионалитет», предусматривающего применение современных образовательных технологий на основе совершенствования практической подготовки высококвалифицированных кадров по сокращенной программе обучения, в 2022 году 2 выпускника 9 класса поступили на специальность «Агрономия» по целевому направлению и после обучения будут трудоустроены в КФХ Гресева Л. И. Заработает единый доступ к образовательным сервисам и цифровым учебным материалам федеральной государственной информационной системы «Моя школа». Данная система будет являться центральным звеном формирующегося цифрового образовательного пространства. Научно-­методическое сопровождение педагогов невозможно и без муниципальных методических служб, методических объединений учителей. Сейчас в районе сформирован методический актив, в который входят руководители 14 РМО и учителя с признанной профессиональной репутацией, имеющие опыт экспертной деятельности, наставничества. Демченко Марина Петровна, Матвеева Ольга Викторовна, Булычев иван Владимирович, Кузьмина Наталья Геннадьевна, Ёрина Татьяна Александровна, Врабий Вера Викторовна, Ерохина Елена Николаевна, Колотилина Наталья Владимировна являются учителями-­наставниками для 5 молодых специалистов района. В 2022 году в государственной итоговой аттестации за курс основного общего образования приняли участие 147 девятиклассников из 19 образовательных организаций с обязательной сдачей двух предметов: русский язык и математика и двух предметов по выбору. В государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования в 2022 году приняли участие 47 выпускников. Аттестаты с отличием и медали к ним «За особые успехи в учении» получили 3 выпускника. Почетный Знак Губернатора Саратовской области «За отличие в учебе» получила Кулик Ольга, выпускница школы № 2. На пороге 1 сентября. Для каждого педагога это, пожалуй, один из самых радостных и волнительных дней в году, когда он снова встретится со своими учениками и воспитанниками. 1736 обучающихся приступят к занятиям в новом учебном году, из которых 161 первоклассник, детские сады будут посещать 482 дошкольника. Ещё раз выражаю огромную благодарность всему педагогическому сообществу нашего района за ту большую и самоотверженную работу, которая позволила нам в прошедшем году достичь определенных результатов в развитии и совершенствовании образования. В этом успехе есть частица труда каждого работника образовательной системы. Поздравляю всех с началом 2022–2023 учебного года, всем бодрости духа, уважения учеников, понимания руководителей, любви близких, поддержки родных. Пусть рядом будут единомышленники. Пусть помыслы будут устремлены в будущее, а благородный труд приносит истинное удовлетворение. Е. Б. Мирошниченко, начальник отдела управления образования администрации МР