Как раньше встречали Рождество и проводили Святки

11:54 6 января 2025
36
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
Специалист по сохранению нематериального этнокультурного достояния Лысогорского района Борис Зозуля из Невежкино рассказал о том, как раньше готовились к Рождеству и Святкам, как колядовали, какие при этом исполняли песни, а еще о традиционных гаданиях.

«Святки – это период зимних праздников, начиная с Рождества и заканчивая Крещением. Большое разнообразие новогодних (рождественских, святочных) обрядов, обычаев, примет, гаданий было записано исследователями XIX-XX в.в. по всей территории России. К праздникам готовились заранее, главный день подготовки к Рождеству и Святкам приходился на Сочельник (6 января по н. ст.). До сегодняшнего дня в Саратовской области верующие люди придерживаются традиционному принятию пищи в Сочельник: весь день ничего не едят и только «после первой звезды» кушают сочиво или кутью. После службы в церкви крестьяне обычно отправлялись «христославить», то есть ходить по домам с песнями, прославляющими Рождество Христово. Обряд проводился взрослыми мужчинами или детьми и подростками. Группа из пяти-семи человек ходила по дворам с рождественской звездой, поздравляя всех с Рождеством Христовым. В каждой семье ждали христославщиков или «колядовщиков», для них специально готовили угощения.

Вечером на Рождество, а потом и все праздничные дни молодёжь отправлялась колядовать. Собравшись в назначенное время, колядовщики выбирали человека, несущего мешок и начинали ходить по селу. У каждого дома останавливались и просили разрешения «покликать коляду». Когда получали разрешение, пели поздравительную песню. Песни, которые пели колядовщики, назывались «колядка» или «овсенька». Стоит отметить, что колядки или новогодние поздравительные песни в Саратовском Поволжье в разные периоды записывались в незначительном количестве. Хотя, по свидетельству краеведа А.Н. Минха в конце XIX века колядки были известны в русских, малоросских и мордовских деревнях Саратовской губернии. В своей работе «Народные обычаи, суеверия, предрассудки и обряды крестьян Саратовской губернии: Собраны в 1861-1888 годах» автор приводит тексты некоторых колядок, которые имеют традиционный для Поволжья припев «Таусень» и называются «таусеньки».

Ряжение было обязательным обрядом зимних святок. Рядились в животных (чаще в козу и медведя), нечисть, людей различных профессий и др. На сегодняшний день в Саратовской области традиция ряжения сохраняется. Чаще всего у нас рядятся в нечистую силу или просто стараются быть смешно одетыми, где-то надевают народные костюмы. Значения этого обычая уже никто не помнит, наряжаются, чтобы было весело. В каждой деревне молодежь придумывала разные козни. Известны истории, как ребята вырезали мякоть у большой тыквы, делали прорези, наподобие глаз, вставляли внутрь свечу и подносили к окнам, стучали в окно избы и ждали реакции хозяев. Это всех веселило.

Гадания на Рождество считались самыми верными. Гадали на протяжении всего святочного периода, но Васильев вечер (с 13 на 14 января) и канун Крещения (ночь с 18 на 19 января) считались самыми важными ночами для гадания. Уже в середине-конце XX века многие к гаданиям относились не серьезно, гадали, как правило, ради забавы. Но, в то же время, по рассказам информантов, некоторые гадания сбывались. Сегодня и в деревнях, и в городах области помнят большое количество способов гадания: гадание с колодцем из спичек, гадание валенком, на обручальном кольце и другие»

Фото Сергея Рыжова